A-muse (neresta) wrote,
A-muse
neresta

КомМиссия 2015, мысли и вопросы



Ещё много текста про КомМиссию. Я понимаю, что не знаю про подводные камни организации: возможности, работу со спонсорами, приглашение гостей, степень ответственности отношения волонтёров к работе. Это закулисье сильно влияет на стройность результата. И какие-то "проседания" могут быть объяснены ими. Я пишу не в упрёк, но с долей ворчания, потому что какие-то очень просто решаемые моменты внесли достаточно дискомфорта и снизили серьёзность отношения к происходящему. А если мне становится наплевать, то тогда зачем всё это?

В этом году на фестивале я была не случайным зрителем, забежавшим посмотреть, что наворочено за год, купить пару книжек и пообщаться бухнуть под кустом со знакомыми, а участником. И как участник, и даже победитель, имею вопросы по организации и задачам. Конечно, этим постом я не требую ответного отчёта, но, может быть, он содержит подсказки, как улучшить полезное дело. В выходные где-то прозвучала прекрасная фраза про взаимодействие заказчика и исполнителя, что чисто психологически заказчик не может придумать, что он хочет, но он совершенно чётко может рассказать, чего он не хочет. Мой рассказ как раз в таком ключе.

Техническая поддержка и организация
Сайт
Фестиваль обновил сайт. Движок и юзабилити в плане новостной ленты и доступа к программе фестиваля удобные. В выходные я часто заходила на него со смартфона — нормально. Но каталог ужасен с позиции загрузки материалов. Смотреть потом нормально, но вот загружать работу стало слишком сложным квестом. Без инструкции, которая один раз мелькнула где-то в ленте и приходилось листать её, чтобы найти, загрузить работу было невозможно. Каталог жанров лишний. Я помню, что база сайта была взята с Тим-проекта, а он ориентирован на мангу и жанры унаследованы оттуда, но это не описывает форматы половины подаваемых историй! Если теговать разделение, то оставить «комикс», «мангу», «стрип» и возрастной ценз и всё, если расширять линейку тем,  добавить «детский», «психологию», «криминальную драму». Думаю, что это временный вопрос, но напрягло.

На сайте не хватало вынесенных в отдельный раздел технических требований. Да, сбоку на основной странице висела полоса, но там был набор действий по подаче материалов и где-то только во вторую или третью очередь находилась информация по требованиям. Не удобно. Требования касались полноразмерных изображений (17X28 см, 300 точек, качество сжатия 8 — бери и печатай!), что неплохо, но тогда зачем требовать материалы по дополнительным условиям в «хай-резе»? После сдвигания сроков (!) где-то мелькала просьба заливать небольшие файлы для сетевого просмотра, но техтребования не озвучивались. В условиях участия в конкурсе сразу в лоб шла строка про взос на печать, то есть, если печатать не собирались, то и участвовать не стоило или что? Очень неодназначная формулировка.

Соцсети
У сайта есть группы в соц сетях. Велись они в плане размещение важной информации не равномерно. Я понимаю, что фейсбук формирует ленту по активности читателей, но что-то там транслировано не было (про аллею авторов так и не нашла). А" вконтакт" я, в силу личных предпочтений, читаю не регулярно, а поднакопив новостей. Поэтому часть информации получала поздно, когда уже «обошлось, но осадочек остался».

Команда
Я не знаю, на каких условиях и как работает и собирается команда, отвечающая за связь с авторами (основной костяк). Хорошо бы, если бы существовала страница на сайте, где эти люди и их контактные данные (мыло или адрес в соцсетях) были бы указаны. Хорошо, если постоянно после объявления о начале приёма работ, будет висеть сообщение, что на такие-то числа (их можно предположить, потому что даты проведения примерно одни и те же) требуются такие-то волонтёры (строить, развешивать, переводить). Многие теоретически об этом знают, но на практике инфы нет, значит никто не нужен, а дела найдутся у каждого. Аня Воронкова в конце последнего дня робко объявила, что волонтёры-переводчики, сопровождающие гостей, нужны регулярно. Вот это надо прописать и повторять регулярно!

Когда мне пришло оповещение, что я прохожу в конкурс и мне нужно подать материалы для печати, письмо содержало запрос о присутствии на аллее авторов. У меня были вопросы по участию, и я их задала в ответном письме, потому что других адресов не было, но ответа не получила. Когда мне уже совершенно был не важен ответ, меня спросили, почему я не уточнила про место у Салемы. Это было 9-го, кажется, числа. Внимание вопрос: почему изначально меня к ней никто не отправил? Почему, видя список авторов с аллеи и не находя в нём себя, я должна писать Салеме, чтобы уточнять почему на мой вопрос не было ответа? Раз меня нет, значит по регламенту не вышло, решаю я и "забиваю". В итоге пара столов постоянно пустовали, а можно было организовать тех, кому не требовалось дневное пребывание за столом в некоторую "живую очередь". Для этого можно было написать «будьте готовы с презентационными материалами» всем, и всё решить на месте по мере присутствия авторов на фестивале. Требуется ответсвтенное лицо и оповещение зарание, ну и прописанная строчка, что последнее слово за организатором и все кто не доволен - в сад! Кстати, если сделать дополнительную распечатку на А4, что ответственный за то-то - стол такой, за то - этот человек - ищите там и разместить на входе, суеты могло быть и поменьше.

Кстати, каковы результаты проведения аллеи авторов? Кто-нибудь читал-писал-готов резюмировать эту работу?

Как я знаю безответная ситуация случилась у многих, и это касалось не только аллеи авторов, но и размещения в каталоге и печати. Так стрип Нарожного про Виталия при достаточно высоком рейтинге нигде кроме сайта не упоминался больше, и обсуждения с автором вопроса размещения без взносов, что было прописано в условиях подачи, насколько я знаю, не произошло. То есть конкурс стал только коммерческим или как?

Комикс Люмбрикус, потерянный из-за падения винта, был, кажется, вообще снят с конкурса, что странно. Как я уже писала, залитые по изначальным параметрам материалы позволяли разместить файлы как минимум в каталоге. Я помню, что организаторы оставляют за собой право решать кто входит в каталог, а кто нет (прописано на сайте), но тогда почему на Комикс-клубе звучало сожаление, о том, что материалы невозможно было разместить, а мы бы сделали? Что-то не вяжется. Но тут я владею не всей информацией.

Логистика
Далее очень большой вопрос по донесению информации на самом фестивале. Я вошла в здание, у которого висел плакат — ура! Но далее надо подняться на второй этаж. Об этом пришлось догадываться. В гардеробе внизу меня послали наверх со словами «у вас там своя раздевалка». Да? А где она там была? Сидеть возможно было только в лектории, но не всегда хотелось. Пары дополнтилеьных лавок сильно не хватало.

Каталоги не привезли с утра 1-го числа. Бывает. А почему бы не написать  об этом на листе А4 и не поставить на входе, чтобы волонтёров не дёргал каждый второй пришедший участник? Ребята уже нервничали, отсылая всех к Кунину за разъяснениями. Кунина было не найти, да и искать директора фестиваля в первой половине первого фестивального дня крайне сложная задача.

Где лекторий, где зона воркшопов, где тот корпус 7А с малым залом?! Общая схема Арт-плея это прекрасно, но почему опять таки не сделать распечатку А4 планов залов, чтобы не рыться в схеме, на сайте и не спрашивать каждого с табличкой «организатор»? Кассиры на входе стекленели взглядом и мотали головами, типа, они не в курсе. На входных дверях висели маа-а-аленькие флаеры рекламирующие выставку Кроссберга и ещё что-то. Я не жалуюсь на зрение, но это несерьёзно! Гробите собственную работу. Я молчу про программу дня в этой аудитории. Такая программа совершенно не мешает продавать расписание всего фестиваля. Вообще разнесение площадок по корпусам, конечно, не упрощало доступа к ним. И у меня создалось впечатление, что зона ворк-шопов, будь она в основном зале где-то в районе выставки "Велеса", работала бы активнее и продуктивнее, чем вынесенная в соседний корпус, хотя могу ошибаться.

На выставке работы в перемешку. Может быть стоило выделять номинации, к которым они относятся. "Народное" голосование в завершающие дни фестиваля тогда проводить было бы в разы проще. А так ВДРУГ на некоторых работах на выставке появились номерки. Почему? Что? Куда? Объявление на сайте - прекрасно, но почему нет информации в зале, что это номер работы для голосования? Обклеенная коробка-урна для голосования живописна, но откуда я знаю, без таблички, что это за ящик Пандоры? Есть ли анкета/ список? У кого его брать? Всё это было, но многие об этом просто не знали! Вопрос объявления, повторяемого в лектории после каждого выступающего и напечатанного на двери в аудиторию. 11-го ходили девушки-агитаторы с коробкой через плечо. Я пугаюсь людей на улице, которые ко мне подходят с какой-то просьбой: не люблю промоутеров и попрошаек, рефлекс у меня уже.

В общем, на фестивали сильно не хватало банального ИНФОРМИРОВАНИЯ, которое сделало бы жизнь участников и посетителей комфортнее. Почему я не подошла к организаторам с этими простыми вопросами про информационные указатели на фестивале? Потому что посреди процесса очень сложно его менять, когда ты сторонний доброжелатель, а не участник команды, который вдруг вспомнил полезную штуку.

Цели и задачи фестиваля

Немного отступлю от темы. 7-го числа прошёл Комикс-клуб, который транслировался онлайн, за что РГБМ и отделу комиксов огромное спасибо. Работа и начало мероприятия в 18-30 не всегда способствуют личному присутствию в аудитории, а смотреть и слушать интересно. Интересно и вопросы задавать, но их не успевали отслеживать, плюс, если подключаешься не сначала, совершенно не понятно возможно ли их задавать в принципе. То есть эта «обратная связь» не продумана и не отработана. Но для первого раза и просто трансляции было достаточно. Я это пишу к тому, что таких мелких недодумок и недоработок оказалось очень много.


Искусство самопризентации и понятие о цели

У выступавших авторов сильно страдало умение презентации. Не очень интересно слушать описание того, что я и так прочитала в комиксе. У меня нет технических вопросов по мастерству рисунка и раскадровки, что греха таить, у меня есть вопросы зачем? Почему? Что сподвигло? Когда у нас на вопрос «о чём это?» перестанут рассказывать сюжет и начнут говорить о проблеме? «Аша» - отличый комикс в плане знакомства широкого круга молодых читателей с проблемами людей-инвалидов с генетическими заболеваниями. Это рассказ о сопереживании, силе человеческого духа, когда он ищет выход в безнадёжной ситуации, а не самоуничтожается, потому что становится «слишком большой обузой» и т. д. Но мне пересказывают сюжет и потом рассказывают о том, как интересно было придумывать, как человек выстраивает новый мир в голове после полной потери аудио-визуального контакта с реальным миром. Я это в рисунке вижу. А автор психолог, который знает о синдроме Ушера, который впечатлился и рассказал историю о переходе человека из одного мира в другой. А как это решается в жизни? А показывал ли автор свою работу коллегам по практике? А вообще практикует ли автор? За рамками работы такой багаж информации, что просто новая Вселенная, но нет. Мы будем, образно говоря, не конструкцию электромобиля разбирать, а любоваться полоской на боку, которая, честно признаться довольно дёшево смотриться, хотя в общую композицию вписывается идеально и завершает образ, да.

Этот пример очень хорошо иллюстрирует в целом отсутствие понимания задач и целей в построении программы фестиваля в том числе.
Исторически сложилось, что КомМиссия - смотр всего, сделанного за год, тусовка авторов с участием иностранных гостей. Тогда зачем конкурс? Если таки без него не интересно, то что-то надо менять в номинациях и оценке.

Высокие гости фестиваля
Фестиваль привозит авторов. Это круто! Но зачем? У кого-то из них есть план беседы, у кого-то нет и происходит только встреча с вопросами из зала, зачастую очень бестолковая. Если беседу начинал и вёл знающий человек, как вышло при общении с Дэмионом Скоттом, то было интересно. Иначе общение выходило малоинформативным и читать интервью авторов после конференции, которые они дали фанатским сетевым ресурсам, оказалось в разы интереснее, как вышло с Брайном Болландом. Может быть стоит изначально строить работу по принципе полуподготовленного интервью? Или всё-таки просить гостей подготовить выступление, сформировав некий пул вопросов, на которые они ответят? Тогда и мастерству проще учиться. Вопросы художественных техник сейчас паритетны с вопросами работы со сценаристом или с заданной темой, работой внутри студий, подходу к работе с раскадровкой. Европейцы на выступлениях выглядят более убедительно и полно, что-то показывая и объясняя.  Мастер-класс, когда человек пишет работу может дать, думаю, не только Аринушкин, но и другие приглашённые звёзды. Я не знаю, как строится приглашение на фестиваль, как достигаются договорённости, но мне, как посетителю, очень не хватает информации помимо того, что я найду в Википедии про "жил, ушёл, учился, люблю работать сам - никто не мешает".  Да, на фестивале было пару занятий на тему языка комиксов. С просветительской позиции этого мало и никто не воспринимает это всерьёз. Живое рисование с Оливером Куглером и посиделки с Тимо Мякеля были дополнительным глотком воздуха, давшим многим больше полезной информации, чем встреча в лектории. Но если первая встреча прошла в рамках фестиваля, то вторая, кажется, вышла спонтанно.

Концепция фестиваля и конкурс
Возвращаясь к задачам фестиваля. Какие они? Концепции у фестиваля нет. Я знаю, что споры о ней ведутся с момента возникновения, таки может пора ввести цели и задачи, если уж сменились организаторы? Много спорили про призы. Если стоит задача показать, что сделано за год, то "народное голосование" и символические призы в виде книг, а также почёт и уважение, вполне достаточны для междусобойчика. Планшеты тоже ничего, но, может, и лишнее уже. Я бы свой поменяла на поновее, хотя и старый неплох. Если ставиться более амбициозная задача по воспитанию вкуса у авторов и издателей, то нужно менять конкурс, вводить более строгий отбор, проф-жюри, деление по номинациям, возможно, привлекать победителей для участия в следующем фестивале в качестве почётных директоров, и так стимулировать делать "быстрее, выше, сильнее". Иначе останется тухлое болото. Да, издатели в стране до сих пор опасаются комиксов, но уже гораздо меньше, чем 5 лет назад. Но понимающих людей в этой отрасли всё ещё мало, много костности в библиотеках и других просветительских учереждениях. Что-то похожее по осторожности я наблюдала 5 лет назад в анимационной индустрии в России. Любопытен опыт Суздальского фестиваля. Хотя, как нечастый его посетитель, я могу идеализировать ситуацию с ним. Александр Кунин вроде должен был проводить выступление на тему "Как проводить фестиваль комиксов". Не смогла быть из-за работы. Возможно, если бы слышала выступление, часть моих вопросов была бы снята. Многое видится странным, когда не владеешь всей картиной.

В этом году появились конкурс "Высшая лига" и тематическая номинация. Поездка в Ангулем для Высшей лиги, вероятно, хорошо. Я не знаю, как она будет организована фактически (оплата проезда, стенд, поддержка, вхождение в основной конкурс). Я не знаю, в какой степени это может способствовать продвижению автора на международной арене. Не интересовалась вопросом.  А кто у нас этим интересовался и занимается этим в принципе?

Тематическая номинация очень правильное нововведение, но отношение к ней у участников совершенно раздолбайское. Меня удивило, что так мало работ прислано, и они очень странного качества. Это реальная возможность поработать с именитым уже автором и издаться. И я не понимаю, почему никто из художников «высшей лиги» не взялся за эту тему. Свой проект важнее? Слишком короткие сроки? Неготовность работать с нечитанным автором? Плохое оповещение о номинации? Выход на издательства и предложение издаться, как стимул заставить участников работать лучше, — отличный приз, но понятно, что в современных условиях довольно сложный, потому что нужно иметь зацепки в этих кругах и чёткую стратегию продвижения, чтобы издательствам такой обмен тоже показался прибыльным. В связи с этим я, конечно, боюсь, потому что работу надо сделать и сделать хорошо, чтобы прецедент не остался провальной попыткой, а если и не вышло, то не мо моей вине.

Я надеюсь, что сейчас, когда фестиваль закончен, и организаторы подведут итоги и сделают выводы, ситуация хотя бы как-то проясниться. А то вдруг всё совсем плохо, а мы не знаем, и фестиваль не продолжится. Всякое бывает. И очень хочется надеяться, что он сможет стать площадкой обмена и вдохновения для развития российского комикса не только, как фан-зоны американского, европейского и восточного рынков, но и поможет формировать свою индустрию или по крайней мере служить площадкой для старта новых международных звёзд. Тут на Masters of Digital Painting рисовал Василий Зорин, который отметил, что КомМиссия в какой-то мере помогла разрекламировать его в мире. Так что, не всё безнадёжно, но очень уж неопределённо.


В общем, надеюсь, что после подведения итогов организаторы не забросят эту "гиблую работу, которую никто не оценил", а наоборот приступят к более решительным действиям. А недовольными мы будем всегда, что уж тут поделаешь! )

Tags: kommissia2015, Коммиссия2015, мнение, настя данилова
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments